Close

Искусство интерьера как искусство жизни

Сентябрь 23, 2023 Дизайн интерьера акцент, акцентное освещение, влияние источников освещения в интерьере, гостиная, детская, Дизайн, дизайн интерьера, как выбрать квартиру, квартира, квартиру, композиция, кухня, марокко, Моррисе, освещение, освещение в интерьере, отделка, отделки, покупка квартиры, прихожая, психология цвета, санузел, сценарий освещение, тренд, тренды2023, цвет в интерьере

Сейчас мы рассмотрим становление дизайна с его предысторией, поговорим про Англию, о Уильяме Моррисе, становлении профессии дизайнера и становлении стилей.

Всемирная выставка в Лондоне

Ассортимент товаров, широкого потребления в Англии происходил уже не ручным- ремесленным, а промышленным- заводским способом. Поэтому в середине 19 века, в Англии уже завершился промышленный переворот.

Англию к середине 19 века называли мастерской мира. На уровне правительства, принца Альберта, мужа королевы Виктории, в 1850 году было принято решение провести первую всемирную, промышленную выставку, которая открылась через год, в 1851 году. И еще долгое время ее называли коротко, одним словом- великая.

 

Выставка

Выставки промышленных товаров проводились с конца 18века во Франции и в других европейских странах. Но именно всемирная промышленная выставка проводилась впервые.

В сопровождении супруга принца Альберта и их детей королева Виктория открывает Всемирную выставку в Лондоне 1 мая 1851 года.

На этой выставке были представлены около 13 тысяч экспонатов и из них 7 тысяч экспонатов демонстрировала Англия. А оставшиеся 6 тысяч (меньшую половину), все остальные государства мира.

Выставочный павильон

Выставочный павильон для всемирной промышленной выставки в Лондоне стал примером современной архитектуры. Этот павильон вошел в историю под названием «Хрустальный дворец» потому что был выполнен из металлического каркаса и остеклен.

 

Архитектура

Это было новым словом в архитектуре, т.к. это здание огромное по площади было не построено в традиционном понимании, а собрано из готовых блоков, которые были привезены и смонтированы архитектором Дж. Пэкстоном.

Был использован прием, как при строительстве оранжерей. Но очевидцы говорили, что находиться там было не достаточно комфортно, потому что там был парниковый эффект. Но никто не жаловался, публика хвалила и было ценно и интересно посмотреть на товары.
Многие выдающиеся деятели и русской культуры, писатели в частности Тургенев, посещали эту выставку и оставили о не свои воспоминания. На выставке были показаны все достижения техники на тот момент.

«Хрустальный дворец» — павильон на всемирной выставке 1851 г. в Лондоне. Архитектор Дж. Пэкстон. Размеры: в плане 564,3 х 124,5 м, общая площадь 85 тыс. кв. м.

 

Стенд канцелярских принадлежностей De la Rues и машина для конвертов, 1851 год.

Гравюра с позолотой, изображающая внешний фасад и сады Хрустального дворца, 1851 год

Неф здания Всемирной выставки, 1951 год.

 

Мы можем увидеть интерьер «Хрустального дворца» и посмотреть, как все было оформлено.

Мебель и интерьер.

 

Викторианский стиль интерьера.

 

Интерьер с большим количеством богатых драпировок и декора. Есть небольшая перегруженность мебели и декора, а так же избыточность декоративных элементов.

В Англии были люди, которые не были в восторге от этого изобилия элементов и выступили с резкой критикой викторианского стиля. Одним из критиков был Уильям Моррис, он до сегодняшнего дня пользуется в Англии колоссальным уважением и известностью. Он лидер знаменитого движения за возрождение искусства ремесел. Он был крупным публицистом, общественным деятелем, писателем. Писал не художественную литературу, а большое количество статей, полимических, в журналах. Получил художественное образование, но не был живописцем, был скорее идейным вдохновителем и лидером многих представителей английской, художественной культуры своего времени.

 

Уильям Моррис

Моррису не понравилось, то что он увидел на промышленной выставке. До 19 века, до промышленной революции, предметы обихода в том числе, выполнялись ремесленниками вручную. Ремесленное производство предполагает, что  один человек, мастер, изготовляет один предмет от начала и до конца, а так же сам делает сырье для своего изделия. И качество исполнения ремесленных изделий было исключительно высоко. Ремесленное производство, классическое, средневековое было мелкосерийным. Поскольку рынок сбыта был весьма узким, ни один ремесленник не стал бы делать своих изделий, например, сапог, больше, чем бы он мог продать. Понятия перепроизводство/ стока/ распродаж в то время не существовало. У ремесленников был круг своих заказчиков. Он знал сколько нужно произвести товара.

Уильям Моррис (1834 – 1896)

Что касается промышленного производства, то даже сам процесс производства разделяется на многие стадии и когда речь идет о производстве предметов бытового назначения, оказалось, что станки и машины того времени, конечно же не могли дать такого высокого качества отделки изделия, как это могло бы быть в ремесленной мастерской. Например, если посмотреть в музее Виктория Альбертова в Лондоне, музей декоративно-прикладного искусства, даже качество покраски предметов было очень низкое, где-то краска не ложилась, где-то она наслаивалась натеками. В таких случаях реместенник смог бы исправить такую оплошность, но станок и рабочий, который не прикасается к самому изделию, а управляет только этим станком, к сожалению такой брак не мог исправить.

Новая профессия

И поэтому в 19 веке появляется отдельная профессия- художники-прикладники, которые имеют не высшее художественное образование, а заканчивали ремесленные школы, сейчас бы мы сказали, что это среднее-специальное образование. В России их называли художники-рисовальщики. Они придумывали абстрактные орнаменты, не для конкретного предмета и наборы украшений. Делалось все это в виде накладок, которые прикладывались механическим способом к готовым промышленным изделиям.

Мода того времени диктовала обильный орнамент, нужно подчеркнуть, что еще заметил Моррис, это были товары рассчитанные на широкую публику и не у всех был уровень дворцовых произведений искусства. Например, вместо бронзы, который мог себе позволить купить не каждый, бронзу имитировал папье-моше. И та мебель, «фальш» китч (означает, когда дешевый предмет выдается за дорогой). Этот китч Моррису категорически не нравился и он решил, что он должен будет, как честный человек, как общественный деятель посвятить себя воспитанию высокого вкуса у публики, причем, прежде всего нужно было воспитать вкус самих производителей, а потом уже они, продавая хороший, качественный товар,  воспитают вкус у публики широкой.

Первые дизайнеры

В 19 веке окончательно сложился термин -изящное искусство. Художники, которые заканчивали королевские академии художеств занимались тремя видами изящных искусств: живописью, скульптурой и графикой. Рисовать проекты стульев или проекты ваз им не приходило в голову, это было ниже их достоинства. То, что делали они экспонировалось в музеях, куда ходило солидное, состоятельное, аристократическое общество.

Моррис хотел призвать художников, чтобы они перестали украшать дворцы и музеи, а стали украшать саму жизнь!

Отсюда появляются наши первые дизайнеры, отсюда мы рассматриваем дизайн, как искусство на ровне с архитектурой. И сам он будучи художником по образованию, работал в качестве помощника у одного архитектора, который работал в Англии, в стиле неоготика и Моррис попробовал сам сделать мебель. И его друг, художник Данто Кобреореосетти писал в письме другу, что Моррис великолепен, он делает невероятную средневековую мебель, столы и стулья, все было тяжелым и прочным. И соседнему столеру была заказана скамья таких размеров, что не проходила по лестнице даже в разобранном виде. Здесь столкнулись с проблемой на которую потребовалось время. Про дизайн пишут, что это красота и польза.

 

Дизайн- польза, прочность и красота

Почему это специфический вид искусства. Это не искусство для искусства, оно не может быть только эстетичным. Если у вас очень красивое платье, которое создал дизайнер костюма, но его не удобно носить, оно плохо скроено, значит это плохой дизайн. Т.е. в искусстве дизайна, помимо эстетической стороны, очень важна и утилетарная. Любая вещь утилетарного назначения у которой есть своя функция, должна быть удобной в использовании и приятной визуально.
Еще можно вспомнить знаменитую триаду Ветрувия, это римский архитектор 1 в. н. э., который писал свой трактат об архитектуре и дал такую лаконичную фразу, выделяющую сущность архитектуры, что уже 20 веков прошло, а архитекторы все еще Ветрувия цитируют. Он сказал: «Архитектура- это польза, прочность, красота.» И дизайн, это так же- польза, прочность и красота.

 

Дизайн

Слово дизайн тогда не употребляли в этом смысле, как сейчас. По англ. дизайн означает рисунок, проект, чертеж. Тогда употребляли обозначение промышленное искусство, декоративное искусство.

Моррис перестал делать свои стулья, т.к. они были не удобны, не проходили в дверные проемы, обратился к своему ближайшему другу, архитектору Филиппу Уэбу с просьбой построить для него за городом дом, в котором он бы мог жить со своей женой. И вот появился в 1859 году знаменитый дом Уильяма Морриса «Красный дом», как и «Хрустальный дворец», вошел наверное во все учебники по истории архитектуры и с него тоже начинают рассматривать современную архитектуру. Называют его красным, потому что он был построен из красного кирпича, это наиболее распространенный строительный материал для загородных домов.

Дом

Дом Уильяма Морриса «Красный дом» 1859 г. Архитектор Филипп Уэбб.

 

Дом был выполнен не в одном стиле. В 19 веке архитекторы строили в строго в каком-либо из исторических стилей. В Англии очень популярна была неоготика. В России неорусский стиль, например, здание Гума на Красной площади в Москве и здание исторического музея так же на Красной площади из красного кирпича. Во Франции был популярен стиль необарокко, это когда современные архитекторы используют уже современные строительные материалы, новые конструкции, пытались декорировать свои сооружения под какой-то из исторических стилей.

Таким образом архитектура немного отставала от смелости мысли, например, художников импрессионистов или художников пероэлитов, которые в это время уже ломали стереотипы.

Итак, дом Уильяма Морриса был ни в каком стиле, он был просто удобен. Он был спроектирован по принципу изнутри наружу. Тут нет главного фасада, а для архитектуры того времени наличие главного фасада, в котором сосредоточен весь декор было обязательным.

Моррис сказал, давай сначала продумаем, какие помещения я хочу иметь в доме, какого они должны быть функционального назначения и исходя из этого, просто, как это получится, так и будет. И действительно в этом доме даже не везде понятно сколько этажей. Есть и двухэтажное строение, есть одноэтажное. Они между собой соединяются разными переходами. Это был дом для удобной жизни.

Предметы интерьера

И когда Уильям Моррис отправился в Лондон, в магазин, чтобы купить оборудование для дома, мебель и предметы интерьера, то пришел в ужас, как он пишет «от уродства, которое мне предложили».  Поэтому он пригласил своих знакомых художников, среди них был Россетти и Моррис сказал: ребята, давайте что-то делать. Давайте придумаем мебель, давайте придумаем текстиль для дома, давайте вы придумаете орнаменты для того текстиля, а я подберу мастеров, ремесленников, которые смогут ваши идеи в жизнь воплотить.

(Как раз Данте Габриэль Россетти писал в письме другу: «Моррис великолепен: он делает невероятную средневековую мебель – столы и стулья, как инкубы и суккубы», а стол был «прочный и тяжелый как скала». Соседнему столяру была заказана скамья таких размеров, что не проходила по лестнице даже в разобранном виде.)

Так оно и случилось, сначала были созданы предметы обстановки для самого Уильяма Морриса, а потом, поскольку он был человеком с коммерческой жилкой, был сыном довольно преуспевающего коммерсанта, он знал основы бизнеса. Решил, что этих ремесленников, которых ему удалось отыскать не надо отпускать, он создал фирму, которая называлась Моррис энд компани. В ней работали мастера ремесленники, мебельщики, краснодеревщики, мастера, которые умели делать оконные витражи, ткачи, обойщики.

 

Продукция Морриса

И Моррис стал выпускать предметы интерьера на продажу, у него в Лондоне был свой магазин, есть каталоги этой фирмы и сам Моррис увлекался рисунками для шпалет (это ковры, гобелены в нашем понимании), и продукция из этих каталогов сохранилась:

Эскиз рисунка.

 

Обои с цветочным орнаментом («очный цвет»), фирма «Джефри и Ко.» для «Morris & Co». Англия, 1876 г.

 

Дверная занавеска «Акантус», Моррис и компания, шелк на льне (1890-е) Художественная галерея Южной Австралии.

 

Не столько в стиле викторианском, сколько в таком неоромантическом, средневековом стиле и работал Уильям Моррис.

 

Гильдия за возрождение искусства ремесел

В скором времени его практику подхватили и другие художники, мастера. Так в Англии образовалась гильдия за возрождение искусства ремесел. Она стала проводить свои многочисленные свои выставки и в скором времени, если не у всех жителей Англии, вкус поднялся до высокого художественного уровня, как Моррис о том мечтал, то по крайней мере у многих. Подтверждение тому попозже приведу)

Моррис был большим поклонником средневековой жизни, которую он себе представлял немного идеализированно, в духе Вальтера Скотта. Тем не менее, не смотря на все его увлечение прошлым, Морриса считают одним из основоположенников стиля модерн.

Стиль в развитии художественной культуры западной Европы, с очень красивыми, сложными, текучими линиями, цветочным орнаментом.

Образцы мебели, которые сохранились от Моррис энд компани.

Кресло из ореха под черное дерево. 1885 г.

 

 

Моррис выступал за правду материала. Если вы не делаете мебель вручную, если нет резчика по дереву, который делает объемную резьбу, то не нужно попье-моше выдавать за резное дерево. Это актуально и на сегодняшний день. Например, на рынке мебели.

Недавно куратор выставки в Италии рассказывал, что было много представителей китайских фирм, которые фотографировали мебель тщательно и спросили, не беспокоятся ли, что те образцы, которые представили на выставке, завтра же появятся на производстве в Китае. Куратор сказал, что нет, у нас ручное производство, а Китай будет адаптировать его под производство крупносерийной промышленности. Поэтому их изделия будут стоить дешевле, но у нас есть своя аудитория, публика, покупатели и они не станут покупать изделия низкого качества.

 

Деревянный стул с плетеным сидением из тростника. Около 1870 г.

Знаменитый стул с плетеным сидением из тростника, Моррис говорил, что не он его придумал, что в Англии у каждого стоял такой стул.

 

Женщина, играющая на арфе. Витраж. 1872-1874.

Витражами занимался друг Морриса, Эдуард Бернджонс.

Вечный дизайн

Книга текстильных образцов фирмы Моррис и К:

На самом деле это очень толстая книга, здесь образцы рисунков с пометками из какого материала делать, какими красками пользоваться, какие цвета.

Некоторое время назад, этот каталог купила одна английская фирма, которая производит обои. И теперь они имеют права на дизайн Уильяма Морриса.

И не так давно, H and M, сделали коллекцию одежды, которая называется Моррис энд компани. Они на ткани воспроизвели орнаменты как раз из этой книги.

Идеи Морриса до сих пор не выходят из моды.

 

Дизайнеры работают под именем Уильяма Морриса

Есть большое количество английских дизайнеров, которые работают под именем Уильяма Морриса. У них очень интересные решения интерьеров.

Филип Спикмен Уэбб (который проектировал для Морриса красный дом.) Интерьер в особняке Стэнден. 1891-1894 г.г. Нет дешевой серийности в производстве.

Тоже стал продвигать идею искусства ремесел. Архитектор не только строит здание, но и предлагает оформление интерьеров. Т.к. решение архитектурное индивидуальное, то и оформление внутреннее индивидуальное, авторское.
Первые дизайнеры были архитекторами или художниками.

 

Вскоре, уже не только в Англии, но и во всей Европе художники и архитекторы совершенно не считали, что унизят свое достоинство чистых художников, если займутся таким прикладным видом творчества.

 

Следующее десятилетие

Зарождается в Европе стиль модерн. 1880-е – 1910-е годы.

Чем отличается искусство от любого другого вида человеческой деятельности. Искусство отражает действительность через художественный образ. Эти интерьеры произведения художественного творчества. Дизайнер выражает свою идею на более сложном уровне, чем изобразительное искусство. А как и архитектура, является архитектоническим видом творчества.

Фрагменты особняка Тасеоля в Брюсселе. Виктор Орта объявил, что хочет спроектировать так, как ему хочется, отойти от устоявшихся стилей. Так он создал новый стиль, который потом получил название- Модерн.

Интерьер гостиной дома Орты. 1898 – 1900.

Интерьер гостиной дома Орты. 1898 – 1900.

Видим абстрактный орнамент из множества плавных, текучих линий. Они выполняются в любом материале. Все детали интерьера так же спроектированы архитектором (мебель и рисунок на мозаике). Он привлек многих мастеров декоративно-прикладного искусства для оформления этого интерьера (ковки, мозаики- такие мастера стали большой редкостью, т.к. процветало производство).

 

«Школа Нанси». Франция

Модерн и модернизм разные стили, следовали один за другим. Модерн стиль так называется только в русском языке, слово английское, означает в переводе современный. В разных европейских странах этот стиль имеет разные названия. В Бельгии и Франции- Ар-нуво (новое искусство) еще называли флореальный (в переводе цветочный), т.к. много растительных мотивов, изгибов.
Стиль был актуален не долго, 30 лет.

 

Чарльз Ренни Макинтош (1868 – 1928). Шотландия

Помимо архитектуры создавал дизайн для интерьера, т.к. считал, что его архитектура слишком хороша.
Это Белый дом, был построен для частного заказчика. И Макинтош сказал, чтобы заказчик не портил идею и не перевозил свою существующую мебель, что создаст мебель сам.

Каждый предмет мебели производился под определенный интерьер и был создан в едином экземпляре.

Проектирование архитектурной среды.

 

Венский Сецессион. Союз художников. Австрия

Сформировано в 1897 году группой австрийских художников, графиков, скульпторов и архитекторов, включая Йозефа Хоффмана, Коломана Мозера, Отто Вагнера и Густава Климта.

Особняк для банкира. Сейчас это музей.

Использованы дорогие отделочные материалы, мрамор, дорогие сорта дерева, позолота. Этот стиль уже не такой флориальный, как ар-нуво, преобладал немецкий дух и рациональность.

Их имена могли быть на товаре.

 

Федор Шехтель (1859 — 1926). Россия

Особняк Рябушинского. Лестница.

 

Модернизм. 1920-е – 1930-е годы

 

Марсель Брёйер (1902 — 1981) . Германия
В Германии это связано с архитектурным учебным заведением Бау-Хауз.
Этому стилю я выделила отдельную статью, подробнее вы можете почитать Стиль Баухаус в интерьере | Личный блог дизайнера (mariamartynova.ru) и увидеть потрясающий дизайн.

Модерн отличается от модернизма тем, что в модернизме прямые углы и простые формы, здесь нет, как в модерне (ар-нуво) плавных линий.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969). Германия

Выдающийся немецкий архитектор.


Произведено было это кресло в единственном экземпляре. Сейчас заново производится. Кресло удобное, сбалансированное, эргономичное и красивое.

Мигрировал в Америку, стеклянные небоскребы были построены по его проектам.

 

Геррит Ритвельд (1888-1964). Нидерланды

Он в 3 поколении семьи у которых была мебельная мастерская.

 

Стены в этом доме можно двигать. Дом Schroder.

 

Ле Корбюзье (1887 — 1965). Франция

Семья из Швейцарии, работал во Франции. Построил несколько частных особняков. Вилла Савой.

Модель Petit Confort.

Скандинавский дизайн 1930-х годов. «Мягкий модернизм»


О скандинавском стиле я так же писала отдельную статью, подробнее вы можете почитать и увидеть дизайн интерьера Скандинавский стиль | Личный блог дизайнера (mariamartynova.ru).

Неофункционализм 1950-х годов

Фэрнсуорт-хаус (дом Эдит Фэрнсуорт) в Фокс-Ривер, штат Иллинойс (1945- 1950)

В 1949 г. Филип Джонсон построил собственный дом, получивший название «Стеклянный дом» в Нью-Кейвене. В этой постройке Джонсона очевидно соревнование с учителем, сравнение с Фэрнсуорт-хаусом напрашивается само собой. Дом окружен стеклом по периметру, глухая зона дома — кирпичный цилиндр с санузлом внутри и камином со стороны гостиной зоны.

Дитер Рамс (род. 1932). Германия

Функциональный, изысканный и минималистичный стиль стеллажей получил много похвал и завоевал множество поклонников.

Вся мебель от Дитера Рамса составляет единое стилистическое решение.

Итальянский дизайн 1950-х годов. «la linea Italiana»

Вещи элегантны и практичны. Используются новые технологии и материалы, Италия стала мировым лидером в области дизайна. Метод проектирования состоял в том, чтобы простую функцию облекать в скульптурную форму.

Кресло 720 Lady, 1951

«Радикальный дизайн» (антидизайн) 1960-х годов

Зеркало Ultrafragola для Poltronova в стилистике оп-арта.

 

Надувная мебель. В 1967 году мир увидел надувное кресло другого архитектурного трио: Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино и Паоло Ломацци.

 

Постмодернизм в дизайне. Этторе Соттсасс (1917 — 2007)

Известный итальянский архитектор и дизайнер. Занимался дизайном мебели, светильников, офисного оборудования и многого другого. Соттсасс получил известность как промышленный дизайнер, как скульптор, фотограф и основатель дизайнерского объединения «Группа Мемфис».

Алессандро Мендини (1931 – 2019)

Итальянский дизайнер и архитектор. Он сыграл важную роль в развитии итальянского, постмодернистского и радикального дизайна.

Интерьер с мебелью по проектам группы «Мемфис»

Формы, цвет, стиль и декоративные элементы могут быть какими угодно. Разрабатывалось из органических материалов, использовались яркие оттенки и необычные формы.

«Необарокко». Ф. Старк. Интерьер отеля «Сандерсон», Лондон. 1990-е

Здание было построено с фасадом из стали и стекла в модернистском стиле, который можно увидеть в первых кадрах телесериала « Опасный человек ».

«Постиндустриальный дизайн» на рубеже ХХ – XXI веков

 

Хай-тек

В стиле хай-тек можно оформлять даже небольшие помещения, так как он способен визуально разгрузить пространство, сделав его “невесомым” и более светлым. Это обусловлено тем, что в основе стиля – принципы минимализма, отсутствие лишних деталей, понятные и простые конфигурации, воплощённые с помощью чётких линий.

Шебби шик

Этот вневременной тренд олицетворяет блеклую элегантность и безупречное чувство роскоши. Чтобы создать ощущение устаревшей роскоши с нуля, можно смешать новые покупки с винтажными находками на рынке. Сколы на лакокрасочном покрытии, выцветшие ткани и дефекты — все это добавляет очарования.

Фьюжн

В 1980-е годы ознаменовались появлением в области интерьерного дизайна такого направления, как фьюжн. Это связано с тем, что профессиональные дизайнеры захотели покинуть рамки привычного и стали дополнять свои проекты, казалось бы, несовместимыми вещами, материалами и стилевыми композициями.

Минимализм

Интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Одним из важных критериев при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, много воздуха. Подробнее о стиле вы можете узнать в моей статье Минимализм | Личный блог дизайнера (mariamartynova.ru). И увидеть примеры интерьеров.

 

Долгое время в оформлении интерьера учитывали только утилитарные требования и старались делать пространство максимально практичным. Но в последние годы, «психологии» интерьера уделяется особое значение, особенно то как сам интерьер влияет на человека и его самочувствие, какой темперамент у человека.
О том, как:

Если Вам понадобится помощь в дизайне интерьера, я с удовольствием помогу Вам!

Большое спасибо за просмотр и до скорого!

Фото взяты с просторов интернета.

Добавить комментарий